Интервью с Малозёмовым В.Н.

Из журнала "Из истории мат-меха"

- Первый вопрос к моим собеседникам. Расскажите немного о себе. Когда Вы учились на факультете, в каких творческих делах учавствовали?

В.Н.Малоземов: Поступил в 56-м, окончил, естественно, в 61-м. Первые два года на мат-мехе я усердно учился, а с 3 курса занялся общественной работой. Сначала была агитбригада. Сложилась творческая группа. Ездили летом по деревням, читали лекции, давали концерты. Сейчас, с современных позиций, это кажется очень наивным, но важно было общение, преодоленрие каких-то трудностей и та дружба, которая тогда сложилась. Дальше... Появилось реклам-бюро. Я эту деятельность вспоминаю с большим удовольствием. В чем был смысл? В той открытости, которая была в то время. Идея создать общественное мнение, обо всем сказать. На факультете и сейчас происходит много интересного, но мало что становится широко известным. И через пять лет люди выходят с факультета, не прикоснувшись к тем удивительным событиям, которые происходили рядом с ними.

Вот эта идея открытости, идея быть в курсе всех дел, сомаму найти свое место - это и было атмосферой после XX Съезда. А реклам-бюро вносило еще и творческий элемент, потому что реклама - это произведение искусства. Рекламой мы два года занимались, 60-й и 61-й. Потом организовали "Тривиальный Трехмерный Театр" - это было развитием той же идеи. С одной стороны была агитбригада, с другой стороны реклам-бюро, какая-то творческая группа уже возникла, и следующий этап был - постановка некуоторго спектакля. А название театра - это из старого анекдота: проходит студент мимо афиши, читает: "Ка-мерный театр". Посмотрел представление, выходит и говорит: "Тривиальный случай, k равно трем". Этот анекдот еще Г.М.Фихтенгольц на лекциях расказывал.

-Василий Николаевич, Вы плавно перешли к следующему вопросу. Чем Вам бросилась в глаза жизнь на мат-мехе, отношение между студентами, когда Вы пришли на факультет?

В.Н.Малоземов: Первое впечатление на мат-мехе - впечатление от комсомольской конференции. Мы были только что из школы. А здесь - полная серьезность выступлений, никаких учителей. Шли острые дискуссии, принимались решения... У меня, у первокурсника, это было самое яркое впечатление. Я увидел людей, которые четко говорят, грамотно себя ведет. Это был мгновенный переход из детского состоянияво взрослое. Я увидел, что не нужно никаких подпорок, люди сами принимают решения и сами их реализуют.

- Василий Николаевич, в 64-ом году Вы писали, что "праздник (ДМ) начал готовится по инициативе тогдашнего секретаря бюро ВЛКСМ В.Ф.Демьянова, по примеру химиков".

В.Н.Малоземов: Это действительно так. Одно дело - идея, другое - решение конференции. Это было предложение, одно из многих, которое было принято и потом реализовано. Молодые люди с избытком энергии... Куда все подевалось? Неужели мы были лучше, чем современные студенты? Молодежь всегда одинакова. Энергия есть, но нет приложений. Ведь на чем рантше все держалось: тот селал то, этот сделат это, про них сказали. А чем я хуже? Нет образцов.

- От кого исходила инициатива?

В.Н.Малоземов: От комсомольского бюро. Большую роль играли и традиции.

- Не кажется ли вам, что переезд в Петергоф, несмотря на расширение площади и другие плюсы, привел, например, к тому, что если человеку нужно ежедневно ездить на электричке, то он хочет позже приезжать и раньше уезжать? Не нанес ли переезд некоторый удар?

В.Н.Малоземов: Да, конечно. Жизнь на факультете раньше продолжалась до ночи. Теперь же все лимитируется на расписании электричек. Раньше предполагалось, что все студенты будут жить в общежитиях. А до здания будет примерно 10 минут.

- Формировался ли в то время облик человека с университетским воспитанием?

В.Н.Малоземов: Здесь я могу привести конкретный пример. Я был аспирантом у И.П.Натансона. Это был человек редких душевных качеств, добрейший, интеллигентнейший. О Владимире Ивановиче Смирнове он как-то сказал: "Полчас побеседуешь с Владимиром Ивановичем - становишься лучше". Это Натансон говорил о Смирнове! Влияние В.И.Смирнова на ленинградскую математическую школу было огромным. При нем ничего прохого не могло произойти. Его мнение признавалось бозоговорочно. При этом он был человеком невероятно мягким. Я, кстати, хотел расспросить его о факультете прежних лет, записать его воспоминания, но так и не успел.
Однажды Владимир Иванович идет по коридору факультета. Тогда все стены были заняты - газеты, рекламы, стихи. Висят стихи под заголовком "Новелла Матвеева". Подходит Владимир Иванович и говорит: "Надо же, а я и не знал, что Николай Михайлович новеллы пишет". В то время Николай Михайлович Матвеев читал лекции по диф урам. Владимир Иванович был очень доброжелательным человеком. Он был глубоко верующим. Для него слова о любви к ближнему были не просто словами, это была его внутрянняя суть.

Также, очень важный момент, что следующие поколения преподавателей стараются делать так, как делали их учителя. Когдая готовлюсь к лекции, у меня перед глазами Г.М.Фихтенгольц. Чем он выделялся? Чтение лекции в его исполнении - это был концертный номер. Он выглядел, как артист. Он понимал, что на него смотрит много глаз. Григорий Михайлович не мог схалтурить. В каждый момент он делал так, что лучше сделать уже не мог. Образцы должны быть - и в общественной работе, и в науке, и в преподавании. Без образцов ничего не происходит, и чем они ярче, тем больше будет...

- хороших студентов.

В.Н.Малоземов: Мы говорили про выдающихся преподавателей, но я могу привести и такую историю. Преподаватель мат-меха, проведя контрольную, выходит и все контрольные, свернув в трубку, бросает в урну. Он всем поставит зачеты, все будут довольны...
В.А.Зелгаллер как-то сказал:"Мы учим не только математике, но и отношению к математике". Это касается любой работы.

- Пожалуй, самый интересный вопрос: как появились Дни Мат-Меха? Известно, что идею заимствовали у химиков. А что было у них?

В.Н.Малоземов: Дело в том, что ни Владимир Федорович, ни я на Дне Химика не были. Я слышал от кого-то, что химики на химфаке запускали ракету в лестничный пролет... В общем, были события на химфаке, которые производили на наших ребят яркое впечатление. И кто-то сумел рассказать об этом так, что другие заинтересовались.

Мы уже вспоминали решение комсомольской конференции 1960-го года. Владимир Федорович Демьянов как секретарь комсомольского бюро активно участвовал в подготовке по всему спектру возникавших вопросов. Торжественную часть готовил В.Герасимов. На мне была, как бы сейчас сказали, "хохмическая" часть вмест6е со спектаклем. Готовился также концерт художественной самодеятельности. На мат-мехе всегда было много талантливых ребят: скрипачи, пианисты, певцы... Учился и ксилофонист - лауреат международного конкурса. У нас был хор, танцевальная группа. В общем, было, что показать.

И сейчас мат-мех богат талантами, к сожалению, не востребованными.
У нас были потрясающие Дни Мат-меха. Десятый и Двадцать Пятый я считаю наивысшими достижениями. Пятый был хорошим. Лучшиме Дни МАт-меха были тогда, когда новые талантливые ребята брали на себя груз ответственности, потому что, в конце концов, ДМ - это огромный труд. Например, когда ставилась опера "Фермата", нужно было сочинить текст, подобрать мелодии, собрать людей, которые будут выступать, репетировать. А балет? Это очень трудоемкие вещи. И кто-то один должен на себя взять всю полноту ответственности. Локально что-то происходит, но дело имеет успех только тогда, когда один человек берет на себя ответственность за все дело в целом. Реально для меня это означало, что я три или четыре месяца не ходил на занятия. Не мог, было некогда. Представьте, какой требуется объем работы, чтобы довести дело до конца.

- Первый ДМ прошел в 1961 году. Какими были следующие ДМ-ы?

В.Н.Малоземов: У нового комсомольского бюро, после ухода Владимира Федоровича, появилось твердое желание ДМ больше не проводить - слишком много хлопот. Пришлось мне, в то время аспиранту, включится в это дело. Разумеется, не одному. Была группа ребят, был театр. Мы "Фермату" как раз собирались поставить. На втором ДМ нужно было заложить традицию. Один раз нечто сделать можно, но чтобы пошло дальше... Второй ДМ был узким местом. 3 и 4 пошли легче. А, если бы Второй ДМ провалился, на этом бы все и закончилось. Но его удалось провести удачно.

К следующим ДМ появились замечательные ребята - Лева Гинзбург, Виктор Муравьев, Андрей Рухин. Это было событие - на 3 ДМ команда первого курса обыграла всех в КВН. Но на Пятом ДМ и их, тогда студентов 3 курса, обыграла команда второго курса, в которую входил Миша Абкин, Яша Никитин, Володя Трегубов... Какие все были ребята!

В подготовке 5 ДМ я тоже участвовал. Тогда я стал зам декана по первому курсу и мне хотелось показать первокурсникам, что такое ДМ. В подготовке 10 ДМ участвовал потому, что 8 и 9 были, по существу, завалены. Мне показалось, что традиция рушится, пора принимать какие-то меры. На 10 ДМ был поставлен балет "Строительство Университета в Старом Петергофе". Напомню, что м-м переехал в Петергоф в 1979 году.

Затем, по инерции, участвовал в подготовке 11 ДМ. Ставили спектакль "В кабачке у пана Буняковского или На Дне Мат-меха". Но меня поражает, что все это время находятся люди, которые добровольно взваливают на себя груз ответственности, и ДМ проводятся...

- Чем отличались ДМ вашего времени от современных?

В.Н.Малоземов: ДМ задумывались как форма подведения итогов. Почему в апреле? Ведь можно было выбрать и любой друго месяц. Но апрель был выбран сознательно. Заканчивалась активная работа на факультете, впереди были сессия, лето. Апрель казался самым удобным месяцем для подведения итогов. На ДМ отражалось все многообразие жизни. Постепенно программа ДМ расширялась, пока он не превратился в Неделю М-м.

Что касается современных ДМ, то это уже другой жанр. Люди хотят повеселиться. Но когда только это... Да и с юмором возникают проблемы. Надо отметить, что первый ДМ проходил через три дня после полета Гагарина. Общий фон был другим. Вообще-то ДМ был запланирован на 8 апреля, но по техническим причинам его перенесли на неделю. Нам очень повезло. 12 апреля пришлось отменить занятия.



Спонсоры недели МатМеха
неделя мат-меха 47
неделя мат-меха 47