Главная страница > Архив > Юмор
 

Классификация отмаз на МатМеховских экзаменах

В основном, отмазы применяются разумными студентами в двух случаях (но не только в них):

  • когда экзаменатор внезапно показывает на формулу и странным голосом спрашивает, откуда это она взялась
  • когда экзаменатор внезапно наезжает на другую несчастную формулу и заявляет, что лажа это, а не формула. В эту ситуацию студент, не умеющий читать, может попасть и сам, если решит по приколу попытаться прочитать упомянутую формулу.

Тут мы ответим на вопрос, который обязаны были рассмотреть в самом начале статьи. Что же такое отмаза, откуда и куда она есть пошла?

Def. Отмаз[к]а - сознательный акт экзаменаторомозгозапудривания, предпринимаемый Настоящим МатМеховцем, который, несмотря на то, что очень умный и все знает, вовремя не нашелся, что ответить в ситуациях, описанных выше.

Следствие определения. Отмазы бывают удачные (достигшие основной цели) и неудачные (не достигшие основной цели или достигшие нежелательных, даже обратных целей).

Цель данного труда - минимизировать количество отмазок второго типа. Далее мы приводим список (конечно же, неполный, ибо Настоящему МатМеховцу всегда есть, что +1 к списку из n) отмаз и их возможных последствий. Список будет очень полезен для первокурсников и сочувствующих. Распечатайте его, повесьте на стенку и выучите наизусть - это сэкономит вам не одну ночь зубрежки совсем других вещей. 

Пользуйтель этим мощным инструментом избирательно, грамотно и с умом!

  • отмазка "такого не было". Обычно применятеся на допах. Следует произносить нагло и уверенно в себе, иначе вам не поверят. Вариант диалога:

    - А докажите-ка мне теорему Вейерштрасса.
    - А нам ее не рассказывали!
    - Интересно, что это у вас за лектор такой?
    - Да, Иванов Иван Иваныч.
    - (краткая пауза) Приходите в следующий раз, привет Иван Иванычу.

    Как вы уже поняли из диалога, риск применения этой отмазы состоит в том, что можно нарваться на своего лектора, который уж собственный-то курс знает, или на его друга, который тоже в курсе. Отсюда правило - перед экзаменом надыбайте фотку лектора или хотя бы поинтересуйтесь перед ответом у знающих людей, что это за хмырь, который уже сжимает вожделенно в руках вашу несчастную зачетку.
    Еще один вариант, когда эту отмазку не стоит употреблять - это когда ее можно тут же проверить (вы сдаете не лектору, но он сидит в этой же аудитории). Конечно, лень экзаменатора может вам помочь, но этого вам никто, даже автор, не гарантирует.
    И последнее - ни в коем случае не применяйте эту отмазу, если у вас спросят известную всему человечеству теорему. Конечно, вы не обязаны знать все известные теоремы, и не знать их вовсе не зазорно для Настоящего МатМеховца, но опыт гласит, что незнание именно этой дурацкой теоремы вам не простят и веры вам больше не будет. Поэтому, если вас спросят одну из теорем Коши, Римана, Лагранжа, Вейерштрасса - особенно Вейерштрасса, Эйлера (полный список можно купить за $10), то лучше сначала подумайте хоть чем-нибудь.

  • отмазка "общеизвестно" или "очевидно". Жалкая отмазка. Жалкая и бесперспективная. Маловероятен (хотя возможен, и история знает такие случаи) следующий диалог:

    - Это еще почему?
    - Но это же совершенно очевидно!
    - Хм... да, вы правы.

    Слегка более вероятный вариант - сказать "это очевидно вот отсюда" и очень неопределенно ткнуть пальцем в свой листок.
    Подтип этой отмазки - "общеизвестно". Это когда вы пытаетесь сослаться на другой курс. Скорее всего, не прокатит. У автора этих строк был опыт применения отмазы этого типа на экзамене по топологии. Вопрос звучал так: "А почему это вот набор из n+1 вектора в n-мерном линейном пространстве линейно зависим? На мое: "Из первого семестра известно", был получен лаконичный ответ: "Нет". "Ну, тогда из курсы алгебры". "Нет". "Что нет, неизвестно?" - выйдя из себя, спросил я. Пришлось доказывать, хотя это была для меня дикая ситуация - очевидно же! Ну это ж ребенку понятно - n+1 в n-мерном...
    Риски этой отмазки - вызвать гнев экзаменатора в случае, когда факт нетривиален. Например, для его доказательства есть целая теорема или, что хуже, ему посвящен отдельный вопрос в билетах. Поэтому перед ответом сначала загляните в предыдущие вопросы в списке билетов. Вообще, список билетов - очень пользовая штука, его всегда надо иметь под рукой на экзаменах. Но это вопрос отдельный. Также праведный гнев падет на вас, если после ответа "очевидно" вы не сможете это доказать. При тыканьи пальцем есть риск, что вас попросят уточнить, куда же вы ткнули - тогда придется думать и думать быстро.
    Отсюда правило - используйте эту отмазку в крайних случаях, когда других отмазок на голову не приходит либо в случаях, когда вас действительно спрашивают об очевидном для вас.

  • Отмазка типа "можно выйти". Применяется как на доп, так и на утверждение, что что-то неправильно. Варианты диалога:

    - А что такое абсолютно сходящийся ряд?
    - Ой... извините, а можно выйти?
    или
    - Извините, но мне срочно нужно в туалет, иначе...

    Эту отмазу сложно применить в логичном контексте. То есть, повернуть разговор так, чтобы ваша просьба была логична, чрезвычайно трудно. Поэтому применять ее лучше с отмазой типа "сейчас вспомню", подождав, пока экзаменатор займется другим несчастным, если тот есть. Если такого нет, то положение снова осложняется.
    Цель отмазы проста - выйдя, посмотреть, что же от вас хотят услышать. Несмотря на кажущуюся простоту, в этом имеются некоторые сложности.
    Первая - в чем посмотреть? В конспекте? Если он в аудитории, то возникнет проблема, как его оттуда незаметно вынести. Если не в аудитории, то надо договариваться с товарищами, сдающими во вторую очередь. При этом надо гарантировать, что они не пойдут сдавать, покуда вы не отмучались. Просто так оставлять в коридоре - ненадежно. Да и мало ли, препод выйдет с кем-нибудь поговорить, вот вы обломитесь! Были умельцы, прятавшие конспект непосредственно в туалете, но для этого надо быть знатоком укромных мест ближайшего заведения, что, как минимум, означает заблаговременную рекогносцировку местности. Так что, не все так просто. Безусловно, с бомбами или шпорами дело проще, если вы не забыли положить их обратно в карман, а не оставили, как последний чилийский лох, на рабочем месте, что будет очень больно обнаружить в туалете.
    Вторая сложность - посмотреть, осознать и усвоить за разумное время, что, к счастью, с помощью потаенных магических сил обычно происходит автоматически.
    Третья сложность заключается в актерском мастерстве. Осознается далеко не всеми студентами, но сразу после сложного похода в туалет показывать свои невесть откуда взятые знания нельзя. Обязательно надо помычать, написать пару промежуточных формул и лишь потом получить окончательный ответ.
    Риски этой отмазы - могут банально не пустить. Нет, конечно, вас не будут держать все те четыре часа, что вы отвечаете, но могут заставить признаться, что вы не знаете ответа на заданный вопрос. Поэтому нужно быть как можно более убедительным, для чего опять-таки потребуется актерское мастерство. Могут проследить, что вы пошли именно в туалет (необязательно специально, просто, например, преподу захочется покурить или поговорить с умным, но совершенно не вовремя завалившимся аспирантом ), что, в общем-то не очень страшно, если вы по своей неграмотности не зависите от местоположения подручных материалов (т.е. они все у вас с собой). И наконец, обязательно будут пытаться понять, не узнали ли вы в туалете чего-то нового.

  • Отмазка типа "сейчас вспомню". Применяется, когда вам задали вопрос, на который вы не знаете ответ и не имеете никакого шанса его, ответ, получить. Вариант диалога:

    - Это откуда? А ну-ка мне теоремочку Больцано-Вейерштрасса!
    - Вальсано-Верерштарасса? Сейчас-сейчас, помнил вот только что, там еще такой интеграл, от минус этого, ну, как его, по дэ-икс... Сейчас вспомню...

    Целью отмазы является либо протянуть время, либо дождаться подсказки экзаменатора, у которого таких, как вы, балбесов, еще целая аудитория. За то время, пока вы "думаете", можно и нужно предпринять какие-то шаги по спасению рук утопающего. Бессмысленно просто сидеть и надеяться на чудо. Грамотный студент частенько применяет эту отмазу в сочетании с отмазой "можно выйти" или "можно сесть на место подумать". В случае недостижения цели, имеет три продолжения - вынос вас с экзамена, либо применение двух указанных выше отмаз.
    Риски этой отмазы - нельзя "пытаться вспоминать" что-то очевидное. Этого вам не простят, и вы получите свою тысячу лет на каменоломнях. Например, что такое непрерывность функции, что такое производная и как зовут лектора. Нельзя повторять эту отмазу несколько раз подряд (максимальное количество индивидуально и зависит от экзаменатора и от того, насколько он спешит) - экзаменатор просто задаст другой вопрос, поставив за этот вопрос у себя в голове "минус". Ну и, пожалуй, последнее - экзаменатор взбесится, если вопрос является частным случаем факта, который вы только что доказывали.

  • Отмазка типа "можно я сяду на место подумать". Вариант диалога:

    - Ваше доказательство совершенно неверно.
    - Можно я сяду на место подумаю? А то я тут место занимаю, а там люди уже готовы.
    или просто постановка перед фактом:
    - Я на место сяду, повспоминаю. (собирая все листки в пачку и привставая)

    Целью этой отмазы является то же самое, что и в отмазе "можно выйти", а именно почерпнуть знания из более умных, чем вы, источников. Но, в отличие от можна выйти, отмаза смотрится гораздо логичнее, посему и воспринимается положительно в гораздо большем количестве случаев. Также процент удачи зависит от того, сколько сдающих в этот момент у экзаменатора. Идеальный вариант - больше двух. Тогда вас отпустят почти наверняка. Худший вариант - ни одного.
    Риски отмазы - экзаменатор может вас не понять, если он подсел к вашему рабочему месту. Также учтите, что вы являетесь объектом повышенного внимания, поэтому пользование дополнительной литературой будет затруднено, особенно если вы сидите на первых рядах. Следующий риск - как и в туалет, могут не пустить, причем оснований для этого будет больше, потому что вы не предъявляете форс-мажорные обстоятельства. Еще один риск в том, что экзаменатор может априори счесть, что вы списали, что повлечет за собой разнообразные последствия. У автора, например, был случай, когда на экзамене по теормеху, на котором списывали все абсолютно, ему давали три раза сесть подумать, но на последний вопрос на пятерку сказали: "Вот напишите мне уравнение Лагранжа второго рода в обобщенных координатах, но только прямо здесь". После чего пришлось излагать аргументы, почему тройка - это мало.
    Эту отмазку следует широко и активно применять, учитывая все риски и будучи к ним готовым. Также вы должны быть уверены, что "мой дом - моя крепость", то есть, ваше рабочее место должно быть подготовлено перед ответом, чтобы, вернувшись, вы могли сразу воспользоваться всем, что нужно, но это все было бы сложно засечь, пока вы отвечаете. То есть, конспект на столе оставлять не следует. Но и не иметь ничего за душой нельзя - если на вашем месте (и в ваших карманах) ничего нет, то и идти туда незачем.

  • Отмаза типа "все правильно". Применяется на наезд экзаменатора по типу "2" ("у Вас здесь все неправильно"). Произносится таким же уверенным тоном, как и отмаза "такого не было". Вариант диалога:

    - Мне кажется у Вас тут где-то ошибка.
    - Нет, у меня здесь совершенно все точно.

    Отмаза тоже весьма жалкая. Цель отмазы - либо (в лучшем случае) вынудить экзаменатора сказать "да, наверное", либо заставить его указать точное место ошибки. Применять для достижения первой цели имеет смысл только, когда препод колеблется, на уверенного в вашей ошибке экзаменатора подобные высказывания действуют как красная тряпка на быка - вплоть до выноса с арены. Для достижения второй цели отмазу можно применять в более широком ряде случаев, но следует иметь в виду, что работа по нахождению экзаменатором и указанию вам ошибки небесплатна, а оценивается в полбалла-балл. Поэтому стоит пользоваться этой отмазой только в безвыходных ситуациях.
    Риски отмазы - навлечь гнев экзаменатора, богов и Высшей Сути Вселенной в случае, если у вас неправильно или все правильно, но вы не знаете, почему.

  • Отмаза типа "это из другого билета". Применяется в случаях, когда экзаменатор хочет услышать от вас больше, чем написано в ваших листочках. Вариант диалога:

    - Это у Вас все? А как же обобщенная теорема?
    - А обобщенная теорема в следующем билете уже.
    - А-а, ну тогда сформулируйте мне обобщенную теорему и перейдем ко второму вопросу.

    Цель отмазы - не отвечать доказательства и даже формулировки чего-то, чего вы не знаете, утверждая, что это что-то лежит за границами вашего билета. Грамотный экзаменатор, правда, все равно спросит формулировку, даже если вы убедите его, что доказательство вам приводить не положено. Есть такие экзаменаторы, которым вообще плевать на разбивку билетов и они все равно спросят вас доказательство, а попытку сослаться на другой билет воспримут как бунт.
    Риски отмазы - если под рукой у экзаменатора экзаменационные билеты, он может не полениться посмотреть, не вре... не придумываете ли вы. Еще ему может быть плевать, так это или нет. Также не стоит применять отмазу, отвечая собственному лектору - он обычно помнит, как разбивал вопросы и, даже если их нет под рукой, уличит (и улЕчит) вас с поличным. Учитывая все эти риски, можно применять эту отмазу в достаточно широком ряде случаев.

  • Отмаза типа "кажется, это следует отсюда". Применяется в случаях, когда экзаменатор, грозно зыркая глазами, спрашивает, а откуда взялась сия формула. Вариант диалога:

    - А откуда следует интегрируемость вот этой функции?
    - (неопределенно тыкая в листик пальцем) Кажется, вот отсюда.
    или
    - (показывая на несколько теорем) Из вот этой теоремы следует.

    Цель отмазы двойственная, а то и тройственная. Во-первых, она поможет Вам выиграть время, а значит, подумать ("если они есть" (С)), правда, за это частенько приходится расплачиваться добрым отношением к вам экзаменатора. Во-вторых, вы можете и угадать, откуда что следует, и неопытный экзаменатор может не спросить у вас объяснений, почему это действительно отсюда, а просто удовлетворенно сказать, мол, да, правильно. Если вы достаточно неопределенно показывали, то шанс попасть в нужную теорему (то есть, в группу теорем) возрастает, правда, вместе с шансом, что вас попросят уточнить, куда же вы ткнули. Ну и, наконец, третья цель - самая главная. Это так называемая "раскрутка препода". Владение в полной мере этим мощнейшим инструментом способно творить на экзаменах чудеса, тем более, что даже многие грамотные экзаменаторы подвержены раскрутке при не менее грамотном подходе. Конечно же, есть и абсолютно пуленепробиваемые экзаменаторы, один из них специально носит значок "здесь вопросы задаю я", подчеркивая, что он стоек к раскрутке. Итак, расскажем поподробнее о методе раскрутки.

    МЕТОД РАСКРУТКИ

    Метод раскрутки - это более общий случай отмазы "кажется, следует отсюда". По большей части он заключается в умении полувопросительным тоном высказать некоторое утверждение, которое препод должен оценить. Например, при ответе на билет это может быть "кажется, это следствие теоремы Фубини", при решении задачи (если оно происходит итеративно) - "мне кажется, тут надо как-то применить теорему единственности". Если экзаменатор хоть как-то отреагировал - вы получили информацию. Это может быть даже ответ "нет" - даже в этом случае вы стали умнее. Еще лучше, если вам начинают подсказывать. Еще лучше - если вам начинают подсказывать и не замечают этого. На первом курсе на экзамене по алгебре мне удалось (будучи совсем неопытным) раскрутить экзаменатора-аспиранта на то, что он практически сам решил мне задачу на пятерку. Я только подкидывал ему идеи. Несмотря на то, что задачу таким образом я решал два часа (а теорию сдал за час), я не лишился расположения экзаменатора и-таки получил свою вымученную пятерку, которую, как считаю и до сих пор, заслужил. Итак, когда вы чего-то не знаете, попробуйте воспользоваться знаниями преподавателя, высказывая вопросительным тоном некоторые имеющие отношение к действительности утверждения, факты и теоремы. Ваша цель - добиться оценки своих высказываний, а в лучшем случае - прямой подсказки. В самом идеальном случае препод вздохнет, возьмет ваш листочек и сам все вам объяснит.
    Риски отмазы и метода раскрутки: попасть пальцем в небо. Если вы скажете полнейшую лажу, то лучше бы вы этого не говорили. Поэтому методом раскрутки не следует пользоваться оголтелым троечникам, совершенно не рубящим. Если вы считаете, что примерно понимаете, что к чему, смело приступайте к раскрутке. В этом случае вы сами сможете оценить, предлагаете вы лажу или нет, и не предлагать лажу. Второй риск - попасть на не просто грамотного, но и стреляного экзаменатора. Это экзаменаторы в возрасте или же желторотые аспиранты, сами только что пользовавшиеся такими же приемчиками. Они сразу вас раскусят и сделают у себя в голове пометку, что вы - хитрый, прожженый, пронырливый и скользкий тип. После этого внушить им доверие обратно и доказать, что вы все-таки понимаете предмет, будет очень сложно. Не верьте аспирантам и преподавателям с только появившейся сединой! (несмотря на то, что и среди них попадаются вполне толерантные люди)
    Настоящие МатМеховцы умеют и активно пользуются методом раскрутки. Это одно из важнейших умений успешного студента МатМеха. Осваивайте и пользуйтесь на здоровье вашей зачетки!

  • Отмаза типа "trust me" или "отложенное доказательство". Отмаза для уверенных людей. Применяется в случаях, когда вы не знаете доказательства какого-то факта, на который опираетесь. Вариант диалога:

    - Из леммы один следует, что ряд сходится абсолютно.
    - А где доказательство леммы один?
    - Сейчас расскажу, после доказательства этой теоремы.

    Весьма рискованная отмаза, которую стоит применять только в случае длинных теорем. Например, теорема на листочек и лемма используется в самом ее начале. Цель отмазы - проскочить доказательство без ощущения экзаменатором, что вы где-то налажали. Если вы просто скажете, что не знаете, как доказывается лемма, это повлечет санкции. Если же вы усыпите бдительность, заверив экзаменатора, что доказательство будет, то в конце доказательства у него не будет никаких отрицательных эмоций. Ваша цель - в этот момент закруглить разговор об этой теореме и быстро перейти к следующей теме. Тогда есть шанс, что вас не спросят доказательства факта, который вы используете.
    Риски отмазы: ну, а если вас все-таки спросят доказательство, которое вы уже анонсировали, берегитесь! Потому что признаться, что вы его неспособны написать, уже нельзя. Идеальный вариант, конечно, в этом случае иметь некоторое лажовое доказательство, которое хоть сколько-нибудь похоже на доказательство. Его, безусловно, опровергнут, но вы не будете выглядеть обманщиком.

  • Отмаза типа "у меня где-то ошибка". Это подвариант метода раскрутки, но настолько распространенный, что стоит вынести его в отдельный вид отмазы. Обычно применяется на задачах или на длинных доказательствах. Цель отмазы - получить подсказку, где же у вас ошибка и вообще втянуть экзаменатора в процесс решения задачи/доказательства теоремы.
    Риски отмазы - такие же, как и в методе раскрутки. Препод может ответить вам: "Да, у Вас действительно где-то ошибка". Но даже и в этом случае ничего страшного не произойдет, так что это одна из самых малорискованных отмаз, что делает ее широкоприменимой.

Заключение

Ну вот вы, наконец, и ознакомились с кратким вводным курсом отмазок на МатМеховских экзаменах. Как и было сказано в самом начале, это лишь базовые вещи, вещи, которые должны быть известны каждому МатМеховцу, который стремится стать Настоящим. На этом пути нет совершенства. Вы будете изобретать свои, может быть, новые, может быть, хорошо забытые старые отмазки, будете совершенствовать описанные. Ваше актерское мастерство, вещь, несомненно, исключительно важная на экзаменах, будет расти, и в конце концов...

А что же в конце концов? В конце концов, вы получите диплом, так и не достигнув нирваны. Возможно, вы напишете продолжение этого труда. Возможно, сами станете экзаменатором и будете тщательно следить за собой, пытаясь не попасться на удочку безграмотного, но хитрого студента. И все равно в этом случае вас поймают. Ведь на каждую хитрую...

Статья взята с сайта 42 недели Мат-Меха

 
 

Наш Спонсор: